Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Настройки

logo

Гимназия № 4 имени Каменских

Обычная версия сайта

Музей династии Каменских

Музей династии Каменских был торжественно открыт в гимназии  3 июня 2006 года.  Концепция экспозиции  музея была разработана сотрудниками Пермского областного краеведческого музея Н.В. Афанасьевой, Т.Ю. Починовой.

        Необходимость создания школьного музея «Династия Каменских» была обусловлена несколькими причинами:

  1. Город Пермь издавна развивался как торгово-промышленный центр, однако в Перми не было   музея, посвященного традициям купечества.
  2. Гимназия № 4 (ранее – средняя школа № 92) была построена в 1948-51 годах на пересечении улиц Большевистской (Екатерининской) и Плеханова – на месте Успенского женского монастыря, основателями которого являются пермские купцы – братья  Федор и Григорий Каменские.
  3. Учащиеся гимназии под руководством учителя истории и мировой художественной культуры  Купкель А.К., при активном участии краеведов В.В. Семянникова, В.Ф. Гладышева, на протяжении нескольких лет занимались поиском материалов, касающихся династии Каменских. В результате экспедиционной  и собирательской деятельности гимназистов были получены документы и предметы, раскрывающие историю семьи Каменских и их роль в общественной жизни города Перми и России.

Задачи экспозиции:

  1. Показать на основе семьи Каменских историю региона и страны.
  2. Познакомить с профессиональной, общественной и благотворительной деятельностью представителей семьи Каменских.
  3. Мотивировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся.
  4. Расширить познания  учащихся в различных областях культурно-исторического наследия.

 

Принцип построения экспозиции: комплексно-тематический.

Структура экспозиции:

Тема 1. Каменские и современность. Памятные места на картах Перми и России, связанные с именами Каменских.  (Карты, фотографии).

Тема 2. Династия Каменских.

Комплекс 1. Условный интерьер крестьянской избы середины 19 века. (Предметы быта, одежда, посуда).

Комплекс 2. Условный интерьер купеческого дома начала 20 века. (Одежда, мебель, предметы быта, посуда, самовар, часы, зеркало, фотографии).

Подтема 1. Родословная династии Каменских. (Схема, фотографии).

Подтема 2. Наследники рода Каменских. (Фотографии, личные вещи).

Тема 3. Успенский женский монастырь – главный вклад братьев Каменских в развитие и обустройство города. (Фотографии, книги, макет монастыря).

Тема 4. Торгово-промышленная деятельность Каменских.

Подтема 1. Торговый дом «Товарищество пароходства и транспортирования грузов Ф. и Г. Братья Каменские». (Фотографии, рекламная продукция, почтовые открытки, копии документов, макет альбома).

Подтема 2. География распространения коммерческой деятельности товарищества. (Карты, фотографии).

Тема 5. Современные исследования истории рода Каменских. (Интерактивный комплекс: фотографии, работы учащихся, переписка, компьютерные программы и др.)

 

Архитектурно-художественное решение:

       Музей гимназии, в первую очередь, ориентирован на работу с детьми, поэтому часть материалов  экспозиции, помимо традиционного размещения в витринах,  размещается в нестандартном оборудовании. Например, в центре зала на невысоком подиуме под стеклянным колпаком расположен макет Успенского женского монастыря с воспроизведением природного ландшафта и архитектурных памятников. Кроме того, часть помещения музея занимает фрагмент корабля,  и учащиеся могут, поднявшись по трапу на палубу, в окнах парохода разглядеть видовые фотографии набережной Перми, почтовые открытки с изображением грузовых и пассажирских судов Товарищества Каменских, рекламные объявления. В экспозиции музея представлено родословное древо Каменских, карты Перми и России с указанием мест, где Каменские имели частную собственность и представительства. В интерьерном комплексе использованы типичные для того времени предметы, собранные учащимися гимназии во время экспедиций: мебель, предметы быта, ткани, посуда.

 

Перспективы развития музея:

        Музей является хранителем истории династии Каменских. Благодаря своему местонахождению (близостью к единственному уцелевшему монастырскому храму – церкви Казанской иконы Божьей матери), музей может расширить круг посетителей за счет жителей и гостей города. Таким образом, в будущем музей может перерасти из разряда «музея-экспозиции» в «музей-экскурсионное бюро» благодаря разработке туристических маршрутов по территории бывшего монастыря, улицам города Перми, другим населенным пунктам Пермского края, связанным с именами Каменских.

Т.М. Дьякова

 

Жили-были два брата...

Г. Каменский

Ф. Каменский

Много лет хотелось написать для детей что-нибудь серьезное о Каменских. Но годы уходили, а дело стояло на месте.  Помог случай. Объявленный конкурс школьных музеев  подтолкнул к действию.    На суд представляется виртуальная книга – экскурсия «Жили  были два брата…» или «В музей Каменских без экскурсовода». В пояснении обозначено, что это книга для  детей младшего и среднего возраста.  Однако  хочется надеяться, что она будет интересна всем. Кто-то отнесется к ней с известной долей критики, кто – то пополнит свои знания.

В предисловии сказано,   для чего создана эта книга.   Гимназия №4  уже  много лет носит имя известных в Прикамье пароходчиков, предпринимателей, благотворителей Каменских.  В этой книге  можно найти много интересного не только из жизни и деятельности  известного рода, но и из истории города, края, России. В одной семье, как в зеркале отразились многие  исторические эпохи. Это своеобразная Летопись, хроника  семьи, обращенная в «прошлое» и «настоящее».

Чего нельзя купить за деньги – это свое историческое прошлое, высокую честь рода,  достоинство прожитой жизни.

Книга – исследование   составлена на основе материалов, собранных в результате поисковой, краеведческой  и исследовательской деятельности  учащихся, учителей гимназии, краеведов города Перми на протяжении более 20 лет. В нее вошли материалы Пермского Краевого архива, архивных материалов Краеведческого музея города Перми, личных архивов тех людей, которые занимаются исследованием исторического  прошлого.

Глубокую  благодарность  и низкий поклон нужно принести Валерию Николаевичу Марчуку. Занимаясь родословной своей семьи (Каменских), он вышел в 2000 году на сайт нашей гимназии, Состоялся обмен документами, фотографиями, письмами. Результатом стало открытие в 2005 году в гимназии музея «История семьи Каменских», основанного на подлинных материалах, предоставленных семьей Каменских, проживающей в городе Москве.  Многое из того, что не вошло в экспозицию музея, легло в основу этой книги.

В создавшихся исторических обстоятельствах попасть в музей достаточно сложно. Поэтому была сделана  попытка создать музей виртуальный, который охватывает не только  экспозиционные  материалы, но  и те, что находятся в архиве музея.

Виртуальная экскурсия состоит из 12 глав: Глава 1.  Основатели рода. Глава 2.  Начало своего дела. Глава 3. Иное сословие,  иные права. Глава 4. Развитие пароходства. Глава 5. Торговый дом «Ф. и Г. Каменские» Глава 6. Продолжатели дела отцов. Глава 7.  Новгородская  линия династии. Глава 8.  Храмостроительство. Глава 9. Жемчужина уральской архитектуры. Усыпальница Каменских. Глава 10. Продолжение  семейных традиций. Глава 11.  Каменские и русская история. Глава 12. Родословное древо Каменских. Школьный музей. Родословное древо Каменских, автор В.Марчук. В книгу входят вопросы викторины, ответы на которые можно найти, прочитав ту или иную главу. Включены в книгу и проектные задания, которые помогут прикоснуться ко многим вопросам истории родного края.

Техническим редактором стала Гиляшева Лариса Анатольевна. Большая ей благодарность и поклон за понимание.

 А.К. Купкель